Экспериментальная площадка

 

Главная страница

 

Программа эксперимента

 

  Творческие группы

 

  Проектная деятельность

 

  О ходе эксперимента

 

Программа эксперимента

 

Актуальность эксперимента  

     Начало третьего тысячелетия во времени совпадает с переходом всего человечества на новую форму развития, получившую наименование устойчивого. Это процесс должен реализовываться нынешними и будущими поколениями. Экологическое образование для устойчивого развития должно быть направ-лено на формирование экологически ответственного поведения, гражданственности каждого человека.

     В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (2002г.) в целях формиро-вания экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рациональ-ного использования природных ресурсов,  осуществляется экологическое просвещение, «организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры». Граждане и общественные объединения должны участвовать в охране окружающей среды.

     Но современный образовательный процесс фактически игнорирует будущее, функционируя лишь в режиме трансляции знаний и культур от прошлых поколений к настоящему. Знания не обеспечивают желания и готовности предпринимать какие-либо действия экологического направления. Традицион-ная система экологической работы, сложившаяся в современной школе, представляет из себя систему мероприятий, носящей информационный и развлекательный характер. При этом не реализуется воз-можность применения учащимися полученных знаний на практике. В результате, приобретенные экологические знания и практические навыки детей не являются гарантией их экологически ответ-ственного поведения.   

    Ситуация во многих школах не является исключением. В связи с вышеуказанным, школа с 2000 года стала в своей деятельности разрабатывать новое направление – экологическое. За этот период была создана определенная база для экологического образования, разработаны программы экологического образования и воспитания, сформирован педагогический коллектив для работы с учащимися, создана материально- техническая база. Тем не менее, проблемы без организационной финансовой поддержки в должной мере не найдут своего решения.

     Коллектив разработчиков программы считает, что необходим переход от традиционной системы воспитательной работы к новой. За основу следует взять проектную технологию с задачами формиро-вания экологически ответственное поведение учащихся. Лишь в этом случае учащиеся смогут понять проблему, найти оптимальный вариант реализации ее на практике.

Идея эксперимента состоит в проектировании системы воспитательной работы в детских объединениях, ориентированной на формирование  экологически ответственного поведения. В основу этой системы закладываются следующие принципы:

¨      рассматривать окружающий мир в его целостности, предполагая естественный и созданный человеком,  технологический и социальный (экономический, политический, культурно-исторический, морально-нравственный, эстетический) компоненты;

¨      быть непрерывным процессом, начинающимся в дошкольном образовании и продолжающимся через все формы образования всю жизнь;

¨      быть междисциплинарным, выстраивать на специфическом содержании каждого предмета целостную картину восприятия окружающего  мира;

¨      рассматривать большинство экологических вопросов в локальном, национальном и глобальном масштабе так, чтобы учащиеся имели представление об экологических условиях в различных регионах;

¨      фокусировать внимание на экологической ситуации в настоящий момент и возможном изменении ее, учитывая при этом исторические аспекты ее развития;

¨      пропагандировать необходимость и значимость сотрудничества на локальном, национальном и глобальном уровнях в целях избежания экологических проблем и /или в целях их решения;

¨      рассматривать и объяснять экологические аспекты процессов развития и роста общества;

¨      обеспечивать для учащихся возможность самим выстраивать траектории обучения;

¨      обеспечить для каждой возрастной группы граждан образовательные условия, формирующие восприимчивость к состоянию окружающей среды, знания, объясняющие это состояние, умения решать экологические проблемы, способствующие развитию системы ценностей;

¨      научить обнаруживать проявления и определять причины экологических проблем;

¨      раскрывать комплексный характер экологических проблем и развивать в связи с этим критическое мышление и способность к принятию решений;

¨      практиковать обучение в различного типа образовательной среде и приложение широкого спектра методов преподавания с упором на практическую деятельность учащихся и их непосредственный опыт.

Замысел эксперимента

Разрабатывается модель экологически ответственного поведения ученика, чье поведение и деятельность могут быть охарактеризованы как экологически ответственные и сопряженные с частными экологическими проблемами.

Итогом эксперимента будет подготовка учащихся, обладающих:

¨      знанием соответствующих экологических концепций;

¨      знанием экологических проблем и опорных вопросов;

¨      обеспокоенностью качеством окружающей среды;

¨      знанием возможных стратегий деятельности и может их адекватно использовать для разрешения проблем;

¨      верой, что его деятельность может изменить ситуацию;

¨      готовностью и умением предпринять необходимые действия;

¨      опытом экологической деятельности.

    На первом этапе разрабатывается система воспитательной работы в детских объединениях на основе технологии проектной деятельности, после чего осуществляется ее экспериментальная апробация. Результаты апробации и внедрения в практику системы воспитательной работы послужат материалом для обобщения опыта работы и ее распространения. 

Объект эксперимента – система воспитательной работы в детских объединениях.

 Предмет эксперимента – организация системы воспитательной работы как условие формирования экологически ответственного поведения учащихся.

 Педагогическая цель – Формирование экологически ответственного поведения гражданина.

Задачи эксперимента:

Ø      Разработка модели экологически  ответственного поведения человека-  гражданина.

Ø      Переход от традиционной системы воспитательной работы в детских объединениях к системе работы в рамках проектной технологии.

Ø      Разработка, апробации диагностического инструментария для выявления уровня экологической культуры, определения динамики изменения поведения.

Ø      Разработка методических рекомендаций для руководителей детских объединений.

Гипотеза эксперимента

Организация воспитательного процесса в детских объединениях, направленная на формирование экологически ответственного поведения личности,  является эффективной, если система воспитательной работы будет организована через технологию проектов.

Структурно-логическая модель системы воспитательной работы в рамках проектной технологии  

 

Методы проведения эксперимента

В ходе проведения эксперимента используются:

1. Социологические методы (анкетирование, интервью). Применяются при изучении особенностей экологического поведения детей  при переходе в экспериментальный режим работы,  а также при определении эффективности эксперимента (опрос учащихся и родителей).

2. Метод моделирования  и проектирования. Проектирование системы воспитательной работы в детских объединениях. Создание модели экологически ответственного поведения   ученика - гражданина. Методы социальной и психологической диагностики (тестирование, наблюдение, анализ деятельности учащихся).

Критерии оценки ожидаемых результатов

Обобщенным критерием эффективности эксперимента может выступать критерий достаточности и надежности оценочных средств, предназначенных для оценки:

 - рационально спланированной деятельности детских объединений, ориентированной  на формирование экологически ответственного поведения и социализацию  учащихся;

- сформированности экологического поведения учащихся  с учетом их возрастных особенностей;

- экологического состояния территории муниципального образования;

- обеспеченности преемственности в экологическом воспитании в разных ступенях детских объединений.

Условия проведения эксперимента

Для эффективной реализации программы эксперимента необходимо выполнение следующих условий:

1.Переход учреждения в статус республиканской экспериментальной площадки. Выполнение данного условия дает соответствующие возможности формирования нормативно-правовой базы эксперимента, включая гибкую систему материального стимулирования, освоение нетрадиционных форм организации учебно-воспитательного процесса.

2. Открытие целевого финансирования эксперимента из средств, выделяемых бюджетом на развитие образования. Данное условие связано с возникновением расходов, которые не финансируются из бюджета функционирования отрасли. К таковым статьям расходов относятся оплата консалтинговых услуг и экспертизы на этапе проектирования, разработок программ, обеспечение материалами и оборудованием, издательские расходы и т.д.

3. Развитие кадрового потенциала через систему повышения квалификации. Данное условие связано с расширением сферы деятельности, освоением новых направлений работы, новых экологических технологий.

Сроки эксперимента: 2005-2008 г.г.

Этапы эксперимента

1.Теоретико-поисковый этап (2005г.). Изучение и теоретическое обоснование экспериментальной работы, изучение опыта работы других образовательных учреждений, начало практической реализации проекта.

2. Прогностический этап (2006г). Этап разработки целей программы эксперимента, подбор и изучение научно-методической литературы.

3. Организационный этап (2006г.). Разработка программы эксперимента. Подготовка материальной базы, повышение квалификации кадров, обеспечивающих эксперимент.

4. Практический этап (2006-2008 г .г). Апробация системы воспитательной деятельности. Апробация диагностического инструментария. Подготовка и апробация методических разработок и их экспертиза. Оценка эффективности и корректировка системы воспитательной работы.

5.Заключительный этап (2008 г.). Анализ и обобщение результатов исследования, оформление отчета.

6.Внедренческий этап. Распространение опыта работы среди сельских школ системы

МО и Н УР. 

Прогноз возможных негативных последствий

  • перегрузка учащихся и учителей;
  • ущемление других интересов учащихся.

Способы коррекции, компенсации негативных последствий

·        корректировка планов воспитательной работы;

·        координация  деятельности школы, дома культуры, РДТ

Состав участников эксперимента

Весь ученический и педагогический коллектив школы.

Функциональные обязанности

    В соответствии с разработанными положениями каждый участник эксперимента будет выполнять возложенные на него задачи. 

База эксперимента

МОУ Старокаксинская средняя общеобразовательная школа.

Масштаб эксперимента

1 цикл возрастной ступени:1 ступень – 2-4 классы,2 ступень – 5-7 классы,3 ступень – 8-11 классы.

Тип эксперимента

Формирующий

 Статус эксперимента

Республиканский

Форма представления результатов эксперимента для массовой практики

Текстовые отчеты (1 раз в год), проведение открытых занятий, лекций на тему эксперимента, разработка методических рекомендаций, создание видеофильма, реклама эксперимента через средства СМИ

Научно-методическая обеспеченность эксперимента

1.Дерябо С.Д.. Ясвин В.Д.. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону, Феникс, 1996.-476с.

2. Загвязинский В.И.Поташник М.М.  Как учителю подготовить и провести эксперимент. Москва, Педагогическое общество России, 2005.-142с.

3. Поташник М.М. Как подготовить проект на получение грантов Москва, Педагогическое общество России, 2005.-173с.

 
Rambler's Top100
Hosted by uCoz