Актуальность
эксперимента
Начало третьего
тысячелетия во времени совпадает с переходом всего человечества на новую
форму развития, получившую наименование устойчивого. Это процесс должен
реализовываться нынешними и будущими поколениями. Экологическое образование
для устойчивого развития должно быть направ-лено на формирование экологически
ответственного поведения, гражданственности каждого человека.
В соответствии с
Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (2002г.) в целях
формиро-вания экологической культуры в обществе, воспитания бережного
отношения к природе, рациональ-ного использования природных ресурсов,
осуществляется экологическое просвещение, «организация и развитие системы
экологического образования, воспитание и формирование экологической
культуры». Граждане и общественные объединения должны участвовать в охране
окружающей среды.
Но современный
образовательный процесс фактически игнорирует будущее, функционируя лишь в
режиме трансляции знаний и культур от прошлых поколений к настоящему. Знания не обеспечивают
желания и готовности предпринимать какие-либо действия экологического
направления. Традицион-ная система экологической работы, сложившаяся в
современной школе, представляет из себя систему мероприятий, носящей
информационный и развлекательный характер. При этом не реализуется
воз-можность применения учащимися полученных знаний на практике. В
результате, приобретенные экологические знания и практические навыки детей
не являются гарантией их экологически ответ-ственного поведения.
Ситуация во многих школах
не является исключением. В связи с вышеуказанным, школа с 2000 года стала в
своей деятельности разрабатывать новое направление – экологическое. За этот
период была создана определенная база для экологического образования,
разработаны программы экологического образования и воспитания, сформирован
педагогический коллектив для работы с учащимися, создана материально-
техническая база. Тем не менее, проблемы без организационной финансовой
поддержки в должной мере не найдут своего решения.
Коллектив разработчиков
программы считает, что необходим переход от традиционной системы
воспитательной работы к новой. За основу следует взять проектную технологию
с задачами формиро-вания экологически ответственное поведение учащихся. Лишь
в этом случае учащиеся смогут понять проблему, найти оптимальный вариант
реализации ее на практике.
Идея эксперимента
состоит в проектировании системы воспитательной работы в детских
объединениях, ориентированной на формирование экологически ответственного
поведения. В основу этой системы закладываются следующие принципы:
¨
рассматривать окружающий мир в его целостности,
предполагая естественный и созданный человеком, технологический
и социальный (экономический, политический,
культурно-исторический, морально-нравственный, эстетический)
компоненты;
¨
быть непрерывным процессом, начинающимся в
дошкольном образовании и продолжающимся через все формы
образования всю жизнь;
¨
быть междисциплинарным, выстраивать на
специфическом содержании каждого предмета целостную картину
восприятия окружающего мира;
¨
рассматривать большинство экологических вопросов в
локальном, национальном и глобальном масштабе так, чтобы
учащиеся имели представление об экологических условиях в
различных регионах;
¨
фокусировать внимание на экологической ситуации в
настоящий момент и возможном изменении ее, учитывая при этом
исторические аспекты ее развития;
¨
пропагандировать необходимость и значимость
сотрудничества на локальном, национальном и глобальном уровнях в
целях избежания экологических проблем и /или в целях их решения;
¨
рассматривать и объяснять экологические аспекты
процессов развития и роста общества;
¨
обеспечивать для учащихся возможность самим
выстраивать траектории обучения;
¨
обеспечить для каждой возрастной группы граждан
образовательные условия, формирующие восприимчивость к состоянию
окружающей среды, знания, объясняющие это состояние, умения
решать экологические проблемы, способствующие развитию системы
ценностей;
¨
научить обнаруживать проявления и определять
причины экологических проблем;
¨
раскрывать комплексный характер экологических
проблем и развивать в связи с этим критическое мышление и
способность к принятию решений;
¨
практиковать обучение в различного типа
образовательной среде и приложение широкого спектра методов
преподавания с упором на практическую деятельность учащихся и их
непосредственный опыт.
Замысел эксперимента
Разрабатывается модель экологически ответственного поведения
ученика, чье поведение и деятельность могут быть
охарактеризованы как экологически ответственные и сопряженные с
частными экологическими проблемами.
Итогом эксперимента будет подготовка учащихся, обладающих:
¨
знанием соответствующих экологических концепций;
¨
знанием экологических проблем и опорных вопросов;
¨
обеспокоенностью качеством окружающей среды;
¨
знанием возможных стратегий деятельности и может
их адекватно использовать для разрешения проблем;
¨
верой, что его деятельность может изменить
ситуацию;
¨
готовностью и умением предпринять необходимые
действия;
¨
опытом экологической деятельности.
На первом этапе разрабатывается система воспитательной
работы в детских объединениях на основе технологии проектной
деятельности, после чего осуществляется ее экспериментальная
апробация. Результаты апробации и внедрения в практику системы
воспитательной работы послужат материалом для обобщения опыта
работы и ее распространения.
Объект эксперимента
– система воспитательной работы в
детских объединениях.
Предмет эксперимента – организация системы
воспитательной работы как условие формирования экологически
ответственного поведения учащихся.
Педагогическая цель – Формирование экологически
ответственного поведения гражданина.
Задачи эксперимента:
Ø
Разработка модели экологически ответственного
поведения человека- гражданина.
Ø
Переход от традиционной системы воспитательной
работы в детских объединениях к системе работы в рамках
проектной технологии.
Ø
Разработка, апробации диагностического
инструментария для выявления уровня экологической культуры,
определения динамики изменения поведения.
Ø
Разработка методических рекомендаций для
руководителей детских объединений.
Гипотеза
эксперимента
Организация
воспитательного процесса в детских объединениях,
направленная на формирование экологически ответственного
поведения личности, является эффективной, если система
воспитательной работы будет организована через технологию
проектов.
Структурно-логическая модель системы
воспитательной работы в рамках проектной технологии
Методы
проведения эксперимента
В ходе
проведения эксперимента используются:
1.
Социологические методы (анкетирование, интервью).
Применяются при изучении особенностей экологического
поведения детей при переходе в экспериментальный режим
работы, а также при определении эффективности эксперимента
(опрос учащихся и родителей).
2. Метод
моделирования и проектирования. Проектирование системы
воспитательной работы в детских объединениях. Создание
модели экологически ответственного поведения ученика -
гражданина. Методы социальной и психологической диагностики
(тестирование, наблюдение, анализ деятельности учащихся).
Критерии
оценки ожидаемых результатов
Обобщенным
критерием эффективности эксперимента может выступать
критерий достаточности и надежности оценочных средств,
предназначенных для оценки:
- рационально
спланированной деятельности детских объединений,
ориентированной на формирование экологически ответственного
поведения и социализацию учащихся;
-
сформированности экологического поведения учащихся с учетом
их возрастных особенностей;
-
экологического состояния территории муниципального
образования;
-
обеспеченности преемственности в экологическом воспитании в
разных ступенях детских объединений.
Условия
проведения эксперимента
Для
эффективной реализации программы эксперимента необходимо
выполнение следующих условий:
1.Переход
учреждения в статус республиканской экспериментальной
площадки. Выполнение данного условия дает соответствующие
возможности формирования нормативно-правовой базы
эксперимента, включая гибкую систему материального
стимулирования, освоение нетрадиционных форм организации
учебно-воспитательного процесса.
2. Открытие
целевого финансирования эксперимента из средств, выделяемых
бюджетом на развитие образования. Данное условие связано с
возникновением расходов, которые не финансируются из бюджета
функционирования отрасли. К таковым статьям расходов
относятся оплата консалтинговых услуг и экспертизы на этапе
проектирования, разработок программ, обеспечение материалами
и оборудованием, издательские расходы и т.д.
3. Развитие
кадрового потенциала через систему повышения квалификации.
Данное условие связано с расширением сферы деятельности,
освоением новых направлений работы, новых экологических
технологий.
Сроки
эксперимента: 2005-2008 г.г.
Этапы
эксперимента
1.Теоретико-поисковый этап (2005г.). Изучение и
теоретическое обоснование экспериментальной работы, изучение
опыта работы других образовательных учреждений, начало
практической реализации проекта.
2.
Прогностический этап (2006г). Этап разработки целей
программы эксперимента, подбор и изучение
научно-методической литературы.
3.
Организационный этап (2006г.). Разработка программы
эксперимента. Подготовка материальной базы, повышение
квалификации кадров, обеспечивающих эксперимент.
4.
Практический этап (2006-2008 г .г). Апробация системы
воспитательной деятельности. Апробация диагностического
инструментария. Подготовка и апробация методических
разработок и их экспертиза. Оценка эффективности и
корректировка системы воспитательной работы.
5.Заключительный этап (2008 г.). Анализ и обобщение
результатов исследования, оформление отчета.
6.Внедренческий этап. Распространение опыта работы среди
сельских школ системы
МО и Н УР.
Прогноз
возможных негативных последствий
- перегрузка учащихся и учителей;
- ущемление других интересов учащихся.
Способы
коррекции, компенсации негативных последствий
·
корректировка планов воспитательной работы;
·
координация деятельности школы, дома
культуры, РДТ
Состав
участников эксперимента
Весь
ученический и педагогический коллектив школы.
Функциональные обязанности
В
соответствии с разработанными положениями каждый участник
эксперимента будет выполнять возложенные на него задачи.
База
эксперимента
МОУ
Старокаксинская средняя общеобразовательная школа.
Масштаб
эксперимента
1 цикл
возрастной ступени:1 ступень –
2-4 классы,2 ступень –
5-7 классы,3 ступень –
8-11 классы.
Тип
эксперимента
Формирующий
Статус эксперимента
Республиканский
Форма
представления результатов эксперимента для массовой практики
Текстовые
отчеты (1 раз в год), проведение открытых занятий, лекций на
тему эксперимента, разработка методических рекомендаций,
создание видеофильма, реклама эксперимента через средства
СМИ
Научно-методическая обеспеченность эксперимента
1.Дерябо С.Д..
Ясвин В.Д.. Экологическая педагогика и психология.
Ростов-на-Дону, Феникс, 1996.-476с.
2.
Загвязинский В.И.Поташник М.М. Как учителю подготовить и
провести эксперимент. Москва, Педагогическое общество
России, 2005.-142с.
3. Поташник
М.М. Как подготовить проект на получение грантов Москва,
Педагогическое общество России, 2005.-173с.
|